Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Non-static method Red_Item::get_for_url() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-content/plugins/redirection/modules/wordpress.php on line 31 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, non-static method GoogleSitemapGeneratorLoader::Enable() should not be called statically in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/plugin.php on line 406 Народная медицина башкир — доклад по истории медицины | БГМУ

Народная медицина башкир — доклад по истории медицины

Дисциплина: История медицины | Комментировать



Загрузить

План доклада:
1. Общая характеристика народной медицины башкир.
2. Кумысолечение как основной способ лечения в башкирской народной медицине. Состав и лечебные свойства кумыса.
3. Некоторые способы лечения детей в башкирской народной традиции.

1. Общая характеристика народной медицины башкир.

Одним из элементов традиционной культуры является народная медицина, включающая в себя как рациональные знания и опыт, так и магию.

Прекрасную природу нашей республики не случайно называют кладовой здоровья. В Башкортостане растут травы, применяемые в народной медицине почти от всех болезней. Но не каждому природа раскрывает свои тайны. Для этого ее надо любить, хорошо знать каждую травинку, уметь применять ее целебные свойства. Незыблемое правило настоящего травника: не нанести вред природе, бережно относиться к ее сокровищницам.

Для лечения заболеваний башкиры пользовались различными средствами: лекарственными травами, средствами животного происхождения, химическими веществами и минералами, применяли грязе- и теплолечение. В народной медицине башкир использовались и различные обереги, амулеты, а также заговоры, заклинания, молитвы и прочие действия, создающие при лечении обрядово-магический фон, с помощью которого достигался дополнительный положительный эффект. Широкому распространению этого метода лечения среди населения способствовала его доступность, относительная дешевизна, а также возможность применения его в домашних условиях.

2.Кумыс как основное лечебное средство башкирской народной медицины

Лечебные свойства кумыса, как и всякого средства из народной медицины, несомненно, были известны давно. Первые кумысолечебницы появились в XIX веке именно на территории Башкортостана.

В Казахстане, Киргизии, Узбекистане, а также Башкортостане, Татарстане, Калмыкии и других республиках и областях России кумыс является не только любимым напитком, но и лечебным средством. На многих курортах страны кумыс издавна применяется для лечения больных туберкулезом и других заболеваний.

Развитие кумысоделия и кумысолечения связано с именами Н.В.Постникова, А.Н.Рубеля, П.Ю.Берлина, А.В. Сегриста, М.Н.Карнаухова, Й.А.Сайгина, М.Г.Курамшиной, Л.М.Горовиц-Власовой, Н.А.Крамова, З.Ш.Загидуллина, Г.Н.Терегулова, С.В.Базановой и многих других.

Научное обоснование кумысолечения связано с именем доктора Н.В. Пост­никова. Он первый, на основании глубокого и всестороннего изучения кумысолечения в организованном им санатории, в трех словах — «упитывает, укрепляет, обновляет» — выразил сущность действия кумыса на организм. Ближайший друг и ученый Н.В.Постникова английский ученый Джордж Каррик так описывает эту колыбель русского санаторного строительства: «В 1958 году доктор Н.В.Постников, пораженный замечательным выздоровлением одного чахоточного, которого он отправил предыдущим летом к башкирам пить кумыс, открыл кумысное заведение в 6 верстах от Самары с целью лечить бродящим кобыльим молоком чахотку и другие изнурительные болезни». Далее, в своей знаменитой книге «О кумысе» Д.Каррик пишет, что «в несколько лет кумыс приобрел известность не только по всей России, но и в соседних странах, как самое действенное средство против чахотки».

Много лет башкирским кумысом лечился великий русский писатель Л.Н.Толстой.

В начале XX века центр научного исследования кумысолечения и кумысоделия передвигается с Волги в Башкирию.

В первую очередь следует упомянуть об оригинальных исследованиях профессора А.Н.Рубеля, который в течение 13 лет (1903—1916 годы) руководил Андреевской кумысолечебницей в Башкирии. Он тщательно разработал санаторный режим и показания к кумысолечению. Кумысолечение в целом А.Н.Рубель рассматривал как активный, укрепляющий, тренирующий метод лечения больных преимущественно ранними формами туберкулеза и требовал благоустройства санаториев. Как известно, А.П.Чехов лечился башкирским кумысом в Андреевском санатории.

Отцом современного кумысолечения по праву считается профессор П.Ю.Берлин, который много лет работал в Шафрановском курорте совмест­но с профессором Л.И.Модель. Им, вместе с учениками и последователями, удалось доказать, что кобылье молоко и кумыс содержат в 4-6 раз больше жизненно важных витаминов, чем коровье.

Кумыс благоприятно влияет на центральную нервную систему, кроветворение, улучшает аппетит, всасывание пищи, нормализует секреторную и моторную функции органов пищеварения и обладает раздражающим действием на дыхательный центр в целом, вызывая в нем реакцию, которая приводит к рассасыванию воспалительных очагов (в частности туберкулезных инфильтратов).

Весомый вклад в это учение внес­ли работы ученых Башкортостана. Б.В.Сулейманов химическим и биологическим способом доказал, что витамин С в достаточном количестве содержится и в зимнем кумысе. Иными словами, организм лошади способен эндогенно получать витамин С. Исключительный интерес представляют антибиотические свойства кумысных дрожжей и кумысных палочек.

Еще в 1940 году В.М.Марков-Осоргин (Башкирский мединститут) доказал, что после соединения суточной культуры кумысных палочек с культурами дизентерии, брюшного тифа и паратифов наблюдается быстрая гибель заразных микробов. В дальнейшем профессора М.Г.Жилин (Оренбург), Е.П.Соловьев, А.А.Шустер (Уфа), М.Г.Курамшина (Алма-Ата) доказали, что кумысные дрожжи, ображивающие лактозу, вызывают гибель туберкулезных палочек. Известный специалист по кумысолечению в Башкирии В.К.Огородников совместно с Ф.О.Швей тщательно разработал показания и противопоказания к кумысолечению в 1940-х годах. В частности, авторы указали на благоприятное влияние кумыса на сердечно-сосудистую систему при правильной дозировке его у туберкулезных больных. Шагом вперед явилось применение кумыса при мочеполовом туберкулезе. Основоположником организации урологических отделений на курорте «Шафраново» и в санатории «Глуховская» был профессор Л.П.Крайзельбурд, который на основании тщательных испытаний смело сломал эмпирически установившееся представление о противопоказаниях применения кумыса при туберкулезе почек.

Применение кумыса в санаториях Башкортостана отнюдь не ограничивается туберкулезными заболеваниями. Профессор Г.Н.Терегулов давно уже доказал благотворное действие кумыса при хронических бронхитах, пневмоклерозах, пневмокониозах. С большой пользой применяют кумыс при хронических желудочно-кишечных заболеваниях.

По данным профессора З.Ш.Загидуллина и известного кумысотерапевта З.В.Аскарова, лечение кумысом хронических гастритов с секреторной недостаточностью является весьма эффективным средством. Наблюдения профессора С.В.Базановой доказали, что лечение кумысом функциональных расстройств кишечника (желудка) и желчного пузыря с успехом может применяться во внекурортной обстановке (в больнице или домашних условиях). Впервые в истории кумысолечения профессор С.В.Михайловский с успехом использовал кумыс в лечении уха, горла, носа в виде закапываний в санатории Юматово.

В проблеме долголетия кумыс играет важную роль. Важнейшей мерой защиты от преждевременного старения следует считать липотропные вещества, которыми богат кумыс. Не случайно в Башкортостане живут около 100 тысяч человек в возрасте старше 70 лет, причем, преимущественно в районах, где готовится кумыс.

Кумыс является продуктом спиртового и молочно-кислого брожения кобыльего молока при определенных условиях температурного режима и аэрации. Сравнение состава кобыльего молока и кумыса позволяет утверждать, что дело не ограничивается одним брожением, в кумысе проходят более глубокие физико-химические процессы. По общепризнанному мнению П.Ю.Берлина, кумыс является биологическим веществом, которое все время меняется благодаря жизнедеятельности молочно-кислых бактерий и дрожжей.

Кумыс — продукт молочнокислого и алкогольного брожения кобыльего молока под влиянием особой закваски. В результате брожения получается напиток голубовато-молочного цвета, сладковато-кислого, терпкого вкуса и со своеобразным ароматом. От состава молока, закваски и способа приготовления зависят как физические свойства кумыса, так и его химический состав, а еще в большей степени — питательные его достоинства. Высокие питательные свойства кумыса можно объяснить составом кобыльего молока, которое весьма близко стоит к женскому не только по количеству молочного сахара, но и по качественной характеристике белка, жира, витаминов, играющих важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности в организме человека.

Состав кобыльего молока

Молоко Молоч-ный сахар Общий белок Жир Мине-ральные соли Сухое веще-ство В % к общему белку
казеин глобулин

альбумин

женское 6,29 2,2 3,76 0,31 12,6 24,5 75,5
кобылье 6,7 2,0 2,0 0,3 11,0 50,7 49,3
коровье 4,7 3,0 3,7 0,7 12,5 85,0 15,0

 

На заре организованного кумысолечения врачи ограничивались лишь описанием органолептических свойств и некоторых физико-химических параметров различных сортов кумыса. Аромат и вкусовые качества кумыса определяют уксусная и пропионовая кислоты и эфироподобные соединения.

Кумыс, в зависимости от крепости, т.е. кислотности, зависящий от количества разложенного молочного сахара, подразделяется на три сорта. Сорта кумыса различаются не только по кислотности, но и по содержанию спирта. В зависимости от преобладания тех или иных составных частей он приобретает особые физические свойства и разделяется на слабый, средний и крепкий.

Кумыс натуральный из кобыльего молока (ТУ 9222-002-02582101-98)

Наименование показателей Характеристика кумыса
слабый средний крепкий
Консистенция Жидкая, однородная, газированная, пенящаяся.
Вкус и запах Чистый, специфический, без посторонних, не свойственных доброкачественному продукту привкусов и запахов, кисломолочный, слегка дрожжевой, шипучий, со сливочным привкусом. Сладковатый для слабого кумыса.
Цвет Молочно-белый
Кислотность общая, Т° 70-80 81-100 101-120
Содержание спирта в %, не более 1,0 1,5 3,0
Содержание жира в %, не менее 1,0 1,0 1,0
Плотность, г/см3 1,021-1,0025 1,018-1,020 1,015-1,017
Температура при выпуске с предприятия, °С, не более 6 6 6
Количество молочной кислоты в 100 мл. кумыса 0,54-0,72 0,73-0,845 0,954-1,080

 

Кумыс характеризуется сложным химическим составом. Входящие в него компоненты связаны с одной стороны с исходным составом кобыльего молока, а с другой — являются результатом жизнедеятельности микроорганизмов закваски.

Уровень белка при созревании кумыса практически не изменяется. Белки кумыса представляют собой многокомпонентную систему. При кумысном брожении происходит расщепление белков молока под влиянием протеолитических ферментов микроорганизмов. В то же время, существенные сдвиги в содержании общего белка не выявляются, что можно объяснить накоплением биомассы усиленно размножающихся микроорганизмов кумыса. В процессе протеолиза, протекающего при созревании кумыса, происходит образование легкоусвояемых азотистых соединений: осколков молекул белков, пептидов, свободных аминокислот.

Содержание свободных аминокислот в кобыльем молоке,

молоке + закваска и кумысе

Аминокислота

(мг %)

Молоко кобылиц

70° Т М ±

Молоко+ закваска

60° Т М ±

Кумыс

80° Т М ±

Цистеин + цистин Следы 1,7+-0,2 1,9+-0,2
Лизин + аспаргин 8,8+-1,3 9,0+-0,9 9,4+-0,9
Гистидин Следы 2,7+-0,7 4,6+-0,8
Аргинин Следы 4,8+-0,4 9,7+-0,7
Глютамин 6,9+-0,7 5,7+-0,8 6,9+-0,6
Серин - 1,7+-0,3 2,9+-0,6
Аспаргиновая кислота 11,2+-1,0 11,4+-0,7 11,9+-0,8
Глицин 4,1+-0,3 3,6+-0,4 3,2+-0,2
Глютаминовая кислота 12,6+-0,9 11,4+-1,0 12,7+-0,9
Треонин 2,8+-0,6 4,7+-1,1 4,9+-1,0
Аланин 1,8+-0,2 7,8+-0,3 7,9+-0,5
Пролин Следы 2,9+-0,2 5,8+-0,3
Тирозин - 2,2+-0,3 3,6+-0,5
Триптофан - 2,3+-0,3 4,1+-0,7
Метионин + валин Следы 2,5+-0,4 3,6+-0,4
Фениланин - Следы 3,2+-0,3
Изолейцин+лейцин 2,3+-0,2 3,3+-0,6 4,1+-0,3

 

 

Кумыс является весьма богатым источником незаменимых аминокислот, особенно лизина, триптофана, метионина, дефицит которых в растительных белках может покрываться за счет этих аминокислот кумыса при его лечебном применении.

В кумысе имеется большое количество белков со специфической функцией и биокатализаторов — ферментные системы, участвующие в расщеплении белков, углеводов и жиров, катализирующие окислительно-восстановительные процессы.

Кроме того, кобылье молоко и кумыс обладают амилазной и липазной активностью без существенной разницы их в содержании в исходном и конечном продуктах. В кумысе интенсивность биоэнергетических процессов выше, нежели в кобыльем молоке, о чем свидетельствует более высокий уровень окислительно-восстановительных ферментов (лактатдегидрогеназа, глютаматдегидрогеназа) в созревающем кумысе, что в свою очередь, объясняется участием в окислительно-восстановительных процессах микроорганизмов кумыса при их размножении.

Кумыс богат витаминами. Наличие витамина «С» в кумысе впервые было установлено Е.К. Литвиновой в 1930 г. Витамины являются составной частью кумыса. По своему происхождению они, в основном, связаны с исходным кобыльим молоком, но есть и витамины, синтез которых осуществляется кумысными микроорганизмами. Содержание витаминов при созревании напитка изменяется по-разному.

Кроме аминокислот, ферментов, минеральных солей и витаминов в кобыльем молоке и кумысе установлено наличие микроэлементов.

Химический состав кумыса можно охарактеризовать следующими усредненными величинами:

В 100 г кумыса (100 мл) содержится: воды — 87,8 г, белков — 1,5 г, жиров — 1,0 г, лактозы — 4,9 г, органических кислот — 1,4 г, золы — 0,5 г, минеральных веществ — Na — 33 мг, К — 76 мг, Са — 92 мг, М — 24 мг, Р- 59 г, Fe — 0,1 мг, витаминов (мг) — А — 0,33, витамина В1 — 0,002, В2 — 0,04, РР — 0,07, С — 8,84. Энергетическая ценность кумыса составляет 38 ккал (160 КД) на 100 г.

Кумыс и его исходное сырье — молоко лактирующих кобылиц (кобылье молоко) обладают гормональной активностью. В исходном и конечном продуктах выявлены широкий спектр стероидных гормонов с достаточно высоким содержанием кортизола, эстрадиола, тестостерона, пролактина, инсулина, Т3 и Т4. В этой связи кумыс следует рассматривать как источник вышеперечисленных гормонов и средство дотации их больным с вторичными иммунодефицитными состояниями с целью нейрогуморальной регуляции иммунного гомеостаза.

Лечебные свойства кумыса, как и всякого средства из народной медицины, несомненно, были известны давно. Действие кумыса на организм человека весьма многогранно. Кумыс в более короткий срок, чем лекарственные средства, улучшает аппетит, регулирует деятельность пищеварительных желез и отправления кишечника.

В многообразном действии кумыса на организм определенное значение принадлежит его антибиотическим свойствам. При изучении антибактериального действия дрожжей рода Torula и Candida, выделенных из кумыса, обнаружено, что они обладают антибиотическими свойствами к некоторым штаммам стафилококков, стрептококков, кишечной и сенной палочек, B. prodigiosus, B. aerogenes, микобактериям туберкулеза.

В литературе имеются многочисленные сообщения об антибиотической активности микрофлоры кумыса и самого кумыса в отношении возбудителей ряда болезней. Антибиотические свойства кумыса зависят от исходного сырья — кобыльего молока и от состава и качества заквасок. В зависимости от типов микроорганизмов, входящих в состав заквасок, кумыс обладает антибиотическими свойствами различной направленности. Он оказывает бактерицидное и бактериостатическое действие на возбудителей туберкулеза и на возбудителей кишечных инфекций. Антибиотическая активность кумыса является из наиболее ценных антибактериальных механизмов его действия .

Применение кумыса в настоящее время не ограничивается только туберкулезом. Клинические и научные исследования свидетельствуют о высокой эффективности кумыса при лечении ряда нетуберкулезных заболеваний, таких как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические гастриты, хронические бескаменные холециститы, хронические энтероколиты, функциональные расстройства желчного пузыря и толстой кишки, хронические неспецифические заболевания легких, атеросклероз, гипертоническая болезнь, заболевания центральной нервной системы и органов кроветворения.

Легко всасываясь, кумыс способствует лучшему усвоению пищи и повышению упитанности больных, несмотря на свою небольшую калорийность (38 ккал / 100 г продукта).

Установлено, что кумысолечение способствует нормализации обмена веществ, в первую очередь белкового обмена, в частности, восстановлению аминокислотного спектра сыворотки крови. Отмечены хорошие результаты курсового кумысолечения при функциональных расстройствах центральной и вегетативной нервной систем, при заболеваниях дыхательной, сердечно-сосудистой и кроветворной систем больных.

При изучении функционального состояния желудочно-кишечного тракта больных, пользующихся кумысолечением, было установлено, что кумыс регулирует секреторную функцию желудка, стимулирует панкреатическую секрецию и желчеотделение, нормализует двигательную функцию органов пищеварения, подавляет гнилостные процессы в кишечнике, способствует восстановлению состава кишечной микрофлоры. Кумыс усиливает окислительные процессы, улучшает межуточный обмен, нормализует состав крови и, что особенно характерно, увеличивает содержание гемоглобина в крови, способствует исчезновению гипоавитаминоза. Под влиянием кумысолечения улучшается функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, уменьшается аутоинтоксикация организма.

Кумыс повышает защитные силы организма. В последние годы установлены иммуномодулирующие свойств кумыса. Результаты исследований показали нормализацию взаимоотношений и уровней клеточного и гуморального иммунитета и снижение напряжения и неспецифических факторов защиты у больных, лечившихся кумысом.

Поскольку кумысолечение в санатории «Юматово» является круглогодичным, возникла необходимость переработки в летний период кобыльего молока в сухой порошок с целью изготовления из него кумыса в зимний период. С этой целью в 1998 году была создана и успешно функционирует установка по переработке в летний период кобыльего молока в сухое с последующим складированием и хранением. Благодаря этому появилась возможность производства кумыса из сухого кобыльего молока в зимний период, что позволило не снижать единомоментный и суточный объем кумыса, принимаемого больными с лечебной целью.

Данные технологии, защищенные 4 патентами на изобретения, включают в себя целый ряд проведенных и внедренных научно-практических работ:

Изобретен и разработан способ производства сухого молочного продукта, позволившего внедрить технологию сушки кобыльего молока; (патент № 2138955 от 10.10.99г.)

Изобретен способ производства кумыса из сухого кобыльего молока, позволившего внедрить технологию восстановления из сухого кобыльего молока кумыса; (патент № 2126634 от 27.02.99г.)

Изобретена и разработана технологическая линия для производства кумыса, включающая как технологию сушки, так и получения кумыса; » (решение о выдаче патента на изобретение № 96114640/13 от 26.11.97г.)

Изобретен консорциум микроорганизмов Lactobacillus acidophilus, Lactobacillus delbruicii sub. bulgaricus, Sacharomyces lactis для производства кумыса, служащего как закваска для его получения; (патент № 2123045 от 10.12.98г.)

С 1998 года впервые организовано круглогодичное изготовление натурального кумыса из сухого кобыльего молока.

Многостороннее благотворное действие кумыса объясняется его свойствами биостимулятора. Установлено, что кумыс оказывает тонизирующее действие на нервную систему, усиливает окислительно-восстановительные процессы, регулирует кислотно-щелочное равновесие, повышает обмен веществ, возбуждает деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхательного центра, секреторную, двигательную функцию желудочно-кишечного тракта, уменьшает процессы гниения и брожения в кишечнике, интоксикации, оживляет кроветворение — увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, стимулирует лимфообразование, повышает защитную функцию печени, увеличивая запасы гликогена в ней и т.д.

В кумысе удачно сочетается ком­плекс многих ценных питательных и антибиотических веществ. В настоящее время наука располагает многочисленными данными экспериментальных и клинических исследований, которые подтверждают целебные свойства кумыса.

3. Некоторые способы лечения детей с помощью пищевых продуктов в башкирской народной медицине
Этим способам принадлежало особое место в арсенале лечебных средств. Широкому распространению этого метода лечения среди населения способствовала его доступность, относительная дешевизна, а также возможность применения его в домашних условиях.
Употребление доброкачественной пищи, богатой витаминами, и соблюдение правил гигиены при ее приготовлении само по себе было залогом здоровья. Полноценное питание способствовало достижению успеха в лечении болезней. Об этом гласят и башкирские пословицы: От плохой болезни — хорошая пища; Пища ценна не употреблением, а усвоением; Болезнь либо от голода, либо от чрезмерной еды и др. (1).
Лечением неосложненных заболеваний у детей занимались в основном матери, бабушки, ближайшие родственники; в более серьезных случаях прибегали к помощи муллы, иногда приглашали специальных лечцов — магов (арбаусы и др.), в качестве знахарки иногда выступала повитуха (кендек инўй). Забота о здоровье ребенка начиналась еще до его рождения. Определенное отношение сложилось к рождению двойни или близнецов. Считалось, что они бывают слабее физически и требуют большого к себе внимания. Отсюда нежелание иметь двойню или близнецов. Это отразилось и в определенных обычаях, например, запрещалось есть яйцо с двойным желтком или двойные семена подсолнечника, чтобы не родить двойню. Питанию беременных женщин уделялось особое внимание — оно должно было быть достаточно калорийным, сбалансированным, с достаточным количеством витаминов. Необходимо было удовлетворять любые желания беременных женщин, связанные с пищей. В противном случае, по мнению башкир, ребенок мог родиться ущербным.
После родов женщине обязательно давали наваристый бараний бульон с измельченным сухим сыром (корот) для восстановления физических сил. Послеродовые кровотечения останавливали следующим образом: кусок чистого войлока (желательно белого цвета) обильно смазывали жиром, нагревали над огнем и сажали на него роженицу, также давали внутрь немного топленого бараньего жира. Для лечения воспалительных процессов женской половой сферы пили кумыс или смесь кумыса с отваром ромашки.
После рождения ребенка обмывали кипяченой водой, в которую иногда добавляли коровье масло. Пупочную ранку новорожденному обычно обрабатывали коротом, иногда бараньим жиром или просто слюной. Ротик ребенку мазали медом и маслом, чтобы он был мягким и добрым к людям.
Башкиры считали, что ребенок вырастет крепким и здоровым в том случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Период кормления грудью был довольно продолжительным — до 2-2,5 лет. Дольше, по мнению башкир, кормить грудным молоком не следовало, иначе это могло отразиться на здоровье женщины — «ребенок начинает сосать кровь у матери».
Для усиления лактации женщинам рекомендовалось есть супы из баранины или курицы, а также пить молоко или чай с молоком, различные отвары. Любопытный обычай, связанный с продуктами питания, был зафиксирован в Баймакском районе. Если кормящая мать, зайдя в чужой дом и увидев там какой-то аппетитный продукт или блюдо, не попробует его, то у нее, якобы, опухнет грудь и начнутся сильные боли, унять которые можно только съев аналогичное блюдо. При недостатке молока у женщины ребенка прикармливали коровьим молоком, но лучшим для этих целей считалось козье молоко. Прикармливать детей начинали примерно с 9-10 месяцев, но некоторые женщины не давали ребенку дополнительных продуктов на протяжении всего периода кормления грудью. В качестве прикорма сначала использовали молоко, затем хлеб с молоком или маслом. Мясо подросшим грудничкам обычно не давали, чаще они просто обгладывали кости.
Для лечения многих заболеваний детей башкиры использовали молочные продукты. Особо целебным и полезным для маленьких детей, как уже отмечалось, башкиры считали козье молоко. Горячее цельное молоко (козье или коровье) с медом и маслом давали пить при боли в горле и кашле. Молоком лечили пищевые отравления, устраняли изжогу. Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство при газовой колике. Отмороженные участки кожи смазывали сливочным или топленым маслом. От различных болезней ребенка мазали смесью пороха с топленым маслом, к грыже прикладывали растолченную в воде махорку с бараньим жиром или давали выпить немного вскипяченного бараньего жира.
Для лечения и профилактики желудочно-кишечных заболеваний детям постарше и подросткам рекомендовались кисломолочные продукты: катык, корот, особенно кумыс. Даже 3-4-летним детям давали не успевший перебродить кумыс (примерно суточной выдержки). Кумыс укреплял и оздоравливал детский организм в целом, делал детей крепкими и розовощекими. Кобылье молоко использовали для лечения целого ряда заболеваний: малокровия (анемии) и других болезней крови; желудочно-кишечных и бронхо-легочных болей, в особенности туберкулеза. Первые кумысолечебницы появились в XIX веке именно на территории Башкортостана. Современным ученым удалось доказать наличие в этом кисломолочном продукте природных антибиотиков и обосновать эффективность лечения кумысом. Хорошим лечебным средством считался напиток типа кумыса, приготовленный из козьего молока. По сообщению этнографа и врача Д.П.Никольского (XIX в.), «при лихорадке больному давали пить особый кумыс, который приготовляли иначе, чем обыкновенный. Наливали кумыс в бутыль, клали туда мед, изюм и корень какого-то растения и оставляли в прохладном месте на 2-3 дня, после чего настойку принимали внутрь».
Высушенный сыр — корот, разведенный бульоном, у башкир применяли при простуде как потогонное средство, при жидком стуле у детей, для возбуждения аппетита при тошноте, при укусе змеи и, как уже отмечалось, в повивальном деле. К долго незаживающим ранам привязывали плесень, собранную с поверхности эркета — заготовки для сыра или теплый густой творог. Для лечения бронхитов и пневмоний принимали внутрь сало животных, особо ценился медвежий и барсучий жир. В перетопленном виде он мог храниться в темном прохладном месте. При необходимости им растирали спину и грудь, небольшое количество горячего растопленного жира принимали внутрь. Медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы и т.д.
Широко использовалась желчь животных. Считалось, что особой целебной силой обладает медвежья желчь. Ею натирали больную поясницу и суставы при ревматизме. Способ приготовления лекарства из медвежьей желчи описан у этнографа XIX в. Н. Казанцева: «Башкиры вырезали вместе с желчью желчный пузырь медведя и вывешивали его для копчения в дымовую трубу. При необходимости от него отрезали небольшие кусочки и принимали внутрь при боли в желудке».
Ценился и считался целебным бульон из баранины и козлятины. Его рекомендовали людям с ослабленным организмом, роженицам, детям и пожилым. Еще большим лечебным эффектом, по мнению башкир, обладал наваристый бульон с разведенным в нем коротом. Считалось, что это средство помогает при малокровии и простуде. Действительно, горячий бульон вызывал обильное потоотделение и успокаивал лихорадку.
Для снятия головной боли к наиболее болезненному месту прикладывали нутряное куриное сало или смазывали его топленым (сливочным) маслом. Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша, высушенная и измельченная в порошок слизистая оболочка желудка кур была средством лечения желчно-каменной болезни и гастрита. Сибирскую язву лечили, прикладывая к больному месту легкое, вынутое из зарезанного козленка. С помощью гусиного или конского сала зимой защищали лицо детей от мороза и ветра.
Дикорастущие съедобные травы, появляющиеся весной: борщевик, кислица, дикий лук и чеснок, щавель, крапива и др., а также березовый сок, который пили башкиры, восполняли недостаток витаминов в организме. В осенне-зимний период от гиповитаминоза башкир спасала мясо-молочная пища. Известен факт, что среди коренного населения края в предыдущие века заболеваемость цингой встречалась очень редко. Для профилактики авитаминоза башкиры употребляли зелень озимых хлебов. Несмотря на то, что в пищевой рацион башкир овощи проникли довольно поздно (в некоторых районах только во второй половине ХХ в.), уже в XIX в. они довольно успешно использовали их при лечении некоторых заболеваний. Так, Д.П.Никольский отмечает, что «сок редьки и вареный картофель применяли при лечении цинги». Когда у ребенка распухали уши, к ним прикладывали размятый и завернутый в бумагу лук.
Особое место в народной медицине башкир занимает мед. Компрессы из меда применялись для лечения ран, фурункулов и т.д. Разведенный в воде мед помогал от головной боли, бессонницы, повышал иммунитет. Гипервозбудимым детям на ночь давали медовый раствор (1 ч.ложка меда на стакан воды). Известны случаи лечения ожирения с помощью меда. При сильном кашле к груди и спине прикладывались медовые компрессы.
У башкир нередко предпринимались попытки лечения «подобного подобным» (так называемая сигнатура). Например, человеку со слабым слухом рекомендовали есть уши животного; сердце крупного животного употребляли в пищу, веря, что будут иметь храброе и здоровое сердце; напротив, куриное сердце многие не ели, считая эту птицу трусливой. Желтуху старались лечить преимущественно растениями и продуктами, имеющими желтый цвет — яичным желтком, рыбой желтоватого цвета (щука, карась), отваром зверобоя или лепестков подсолнечника; краснуху — красными продуктами (ягодами) и т.д. На запястье ребенка повязывали три красные тряпочки, затем пекли хлеб и еще теплым его давали какой-нибудь бабке в качестве милостыни. По поверьям зианчуринских башкир, человек, у которого что-то болит, должен съесть подобный орган медведя. Так, если болят ноги, необходимо было сварить и поесть кусочек медвежьей лапы. При тифах («горячей болезни», по выражению башкир), трудных родах, нервных заболеваниях муллы лечили больных по Корану, т.е. отыскивали в нем те места, которые подходили к указываемой болезни, выписывали эти изречения чернилами на тарелке или блюдце, затем смывали надпись водой и давали ее выпить больному. Описанные способы лечения основывались, в первую очередь, на самовнушении и не имели под собой практической основы.
Пищевые продукты широко использовались в гигиенических и косметических целях. Для укрепления волос их мыли катыком, яичным белком или желтком; иногда готовили специальное моющее средство: в пахту, оставшуюся от приготовления творога, опускали яйцо, а после того, как оно полностью растворялось, этим составом мыли голову. Для того, чтобы волосы не выпадали и блестели, их смазывали маслом или сметаной. Катыком или сметаной протирали лицо; применяли также яичную или медовую маску. Подросшие девушки вместо румян использовали свеклу, а пудру заменяли мукой. Для того, чтобы кожа на всем теле была здоровой и чистой, в бане обмазывались медом или топленым маслом, а затем, пропотев, смывали их с себя и парились. Для укрепления десен и зубов дети жевали перетопленную смолу хвойных деревьев или специальным образом приготовленную жвачку из бересты. Для профилактики кариеса детей заставляли чистить зубы солью или древесным углем. Для того, чтобы зубы и кости детей были крепкими и в организме не было дефицита кальция, детям и беременным женщинам давали измельченную яичную скорлупу или глину.
Описанными способами лечения башкирская народная медицина далеко не исчерпывается. В памяти народа хранится еще множество способов лечения различных заболеваний, начиная от простуды и до тяжелых раковых заболеваний. Секреты изготовления некоторых снадобий бережно передаются из поколения в поколение. Народная медицина в целом, а также применение в ней пищевых продуктов — это та база, на основе которой сформировалась научная медицина. В настоящее время не уменьшается интерес к народным способам лечения, так как в их основе лежат натуральные продукты. Официальная медицина не только подтвердила и обосновала целесообразность использования многих из них, но и сохранила их в своем арсенале.

Литература
1. Пословицы взяты из книги: Башкирское народное творчество. Т.7. Уфа, 1993.
2. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М., 1991.
3. Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. Уфа, 1985.
4. Хисамитдинова Ф. Змея в традиционной этиологии и лечебной магии башкир.//Ватандаш.2000 г. №9
5.Халикова Э. Траволечение -это образ жизни. .//Ватандаш.2000 г. №9
6. Мигранова Э. Некоторые способы лечения детей у башкир (по этногрфическим данным) .//Ватандаш.2002 г. №9

Нет сходных материалов(