Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: Non-static method Red_Item::get_for_url() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-content/plugins/redirection/modules/wordpress.php on line 31 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/pomo/mo.php on line 210 Strict Standards: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, non-static method GoogleSitemapGeneratorLoader::Enable() should not be called statically in /var/www/bsmy.ru/data/www/bsmy.ru/wp-includes/plugin.php on line 406 История БГМУ — доклад по истории медицины | БГМУ

История БГМУ — доклад по истории медицины

Дисциплина: История медицины | Комментировать



Загрузить

РОЖДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА
Создание и развитие Башкирского государственного медицинского университета является знаменательным событием в жизни нашего народа – в прошлом отсталой окраине России был создан научный и учебный центр, который, наряду с развитием науки и подготовкой врачебных кадров, должен активно включиться в строительство Советского здравоохранения Башкирии.
Широкий размах социалистического строительства остро поставил вопрос о медицинских кадрах.
Советский народ завершил выполнение первого пятилетнего плана. Создавались новые отрасли промышленности, завершалась коллективизация сельского хозяйства. Уровень медико – санитарного обеспечения в новых условиях не отвечал возросшим требованиям.
Центральный комитет ВКП (б) в своих постановлениях, отмечая достигнутые успехи, неоднократно указывал на серьезное отставание службы здоровья, в первую очередь организации медицинской помощи промышленным рабочим и колхозному крестьянству. Преодоление этого отставания сдерживала, главным образом, нехватка медицинских кадров.
На ноябрьском ( 1929 г. ) Пленуме ЦК ВКП (б), в частности, отмечалось, что «… темп подготовки новых кадров не идет ни в какое сравнение с темпами индустриализации и социалистического переустройства сельского хозяйства. Мы стоим перед огромным раздвижением «ножниц» между спросом на специалистов и теперешними темпами их роста.»
Именно в этот период, в июне 1930 года было принято одно из важных постановлений СНК РСФСР «О реорганизации системы подготовки врачебных кадров», где отмечалось два серьёзных недостатков системе подготовки врачей. Слишком малый контингент студентов и несоответствие качества подготовки врачей требованиям их будущей практической работы.
Ровно через год, в июне 1931 года, ЦК ВКП (б) принял новое постановление «О медицинских кадрах», которое предусматривало увеличение с 1932 года прием студентов в медицинские ВУЗы.
Нехватка врачебных кадров особо остро ощущалась в нашей республике. В годы первой пятилетки Башкирия выдвигается в число ведущих территорий страны по созданию и развитию новых отраслей промышленности и подъему сельского хозяйства.
Сеть лечебно – профилактических учреждений была недостаточной, и их развитие сдерживалось нехваткой медицинских работников. Наркомздрав Башкирии приглашением на работу врачей – выпускников различных медицинских институтов страны обеспечивал только свои минимальные потребности. В этот период более 60 процентов врачебных должностей в республике оставались вакантными.
С учетом этих обстоятельств партийные, советские органы и Наркомздрав Башкирии ставят вопрос об открытии медицинского института в г.Уфе. При этом имелась в виду подготовка врачей с широким привлечением юношей и девушек из коренного населения – башкир, татар, которые, став врачами и хорошо зная быт и культуру местных жителей, смогут развернуть в широком плане лечебную и профилактическую работу среди населения.
Республика, начиная с 1931 года, ведет активную работу по подготовке и открытию института. Был создан организационный комитет в составе: зам.наркома здравоохранения Башкирии В.Ф.Мусихина, врачей В.М.Романкевича и И.И.Геллермана, которые возглавили организацию нового института. Врач В.М.Романкевич с 4 сентября 1931 года приказом по Башнаркомздраву ( № 79 от 12.09.31 г. ) « … назначается на должность врача – организатора Уфимского мединститута». Положительно рассмотрев ходатайство республики, Совет Народных Комиссаров РСФСР своим постановлением № 289 от 25 марта 1932 года предусматривает открытие в 1932 году в г.Уфе медицинского института.
Коллегия Башнаркомздрава ( протокол № 10 от 31.03.1932 г. ) утвердила и.о. помощника директора по учебной части врача Г.Н.Терегулова, который возглавил решение учебно – организационных вопросов. Приказом Народного Комиссара Здравоохранения РСФСР от 19 ноября 1932 года директором Башкирского медицинского института назначается врач С.М.Трайнин.
Оргкомитетом проводилась большая работа по изысканию, ремонту и приспособлению учебно – вспомогательных зданий, приобретению необходимой мебели, книг, лабораторного оборудования. В оснащении вновь открываемого института активное участие принимали учреждения здравоохранения, в том числе единственное в то время в республике медицинское училище.
Постановлением СНК БАССР от 1 августа 1932 года под учебное помещение мединститута и рабфака при нем был предоставлен второй этаж с полуподвальным помещением основного здания школы ФЗО по улице Фрунзе 47, в последующем все здания этой школы были переданы в распоряжение института, где разместились дирекция института, библиотека и первые кафедры.
Период подготовки к открытию института проходил под постоянным контролем и при помощи партийных и советских органов и общественности республики. СНК БАССР на своем заседании от 7 августа 1932 года, рассматривая вопрос о ходе организации мединститута и рабфака, отметил чрезвычайную важность открытия высшего медицинского учебного заведения в республике и потребовал от местных органов власти принятия всех необходимых мер по подбору и направлению способной молодежи во вновь организуемый медвуз.
При этом постоянно подчеркивалась необходимость направления молодежи из коренной национальности. И это неслучайно. Среди работающих в республике врачей лица татаро – башкирской национальности составляли менее 10 %, а в структуре населения они превышали 50 %. Врач должен хорошо знать особенности, обычаи, традиции коренного населения, ведущие факторы, формирующие краевую патологию, с учетом их вести работу по улучшению здоровья народа. Поэтому ставилась задача уже в первые наборы в институт больше вовлечь молодежь из села и из числа коренной национальности. С этой целью уже в апреле 1932 года были организованы подготовительные курсы на 60 человек.
Газета «Красная Башкирия» 27 июня 1932 года писала: « В Уфе открывается медицинский вуз – кузница национальных кадров врачей». Следует особо отметить и такой факт: правительство республики сочло необходимым назвать вновь открываемый институт «Башкирским», еще раз подчеркивая этим необходимость подготовки национальных кадров врачей, способных решать сложные вопросы улучшения здоровья населения нашего края.
Наряду с подготовкой материальной базы института, отбором юношей и девушек для поступления на первый курс, проводилась большая работа по комплектованию будущих кафедр профессорско – преподавательскими кадрами. В числе первых приглашенных преподавателей были В.М.Романкевич, С.З.Лукманов, З.А.Исханов, А.С.Давлетов, И.С.Немков, Г.Н.Масленников, Е.Н.Грибанов, М.А.Абдульменев и другие.
Был объявлен прием на вечернее и дневное отделение вновь открываемого института. В сентябре начался прием заявлений. В результате проведенных конкурсных экзаменов на первый курс были зачислены 320 студентов – 199 на дневное и 121 на вечернее отделения. Студенты первого набора имели разный уровень подготовки от 6 – классного до 9 – классного образования средней школы. Поэтому институту в условиях отсутствия достаточного количества учебно – наглядных пособий, опыта преподавательского состава, низкого уровня общей подготовки студентов приходилось на ходу осваивать навыки педагогического мастерства, оснащать учебный процесс наглядными пособиями, создавать учебно – методический материал. В октябре начали создавать кафедры, которые возглавили : К.С.Немков – кафедра биологии, И.Ф.Сушинский – кафедра общей химии, М.А.Абдульменев – кафедра органической химии, врач В.М.Романкевич – кафедра морфологии, которая в последующем разделилась на самостоятельные кафедры нормальной анатомии и гистологии, доцент Е.Н.Грибанов – кафедра физики и Г.И.Масленников – кафедра общественных наук.
Таким образом, были сформированы кафедры, на базе которых стало возможным начать учебный процесс с первокурсниками.
15 ноября 1932 года начались учебные занятия. Это дата является днем рождения института.

СТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА ( 1932 – 1938 ГГ. )
История Башкирского университета отражает характерные черты развития вузов, созданных в годы Советской власти, переживших все трудности рождения, становления, роста и расцвета своей деятельности.
Рассматривая университет с высоты прошлых лет, можно отметить, что первые пять лет его существования являются наиболее сложными и ответственными. За эти годы был накоплен определенный опыт, организованы и начали работать с первого по пятый курс все кафедры, которые укомплектовались профессорско – преподавательским составом, создана учебная и научная библиотека с фондом более 35 тыс. книг, укреплялась материальная база института, осваивались клинические базы.
Ученые университета активно включаются в проведение неотложных мер по развитию здравоохранения и улучшению здоровья населения республики.
Дирекция, общественные организации и профессорско – преподавательский коллектив института при постоянной помощи партийных и советских органов республики и города Уфы энергично добивались становления и расширения нового высшего учебного заведения республики. Выделялись дополнительные помещения, которые при активном участии сотрудников и студентов ремонтировались, приспосабливались и перестраивались для развертывания новых кафедр.
В 1933 году были открыты кафедры : гистологии, кабинеты иностранных языков и военноведения, которые возглавили врач В.М.Романкевич, преподаватели В.А.Словохотов и Р.И.Сафаров. С первых дней основания профессорско – преподавательский состав и студенты принимали активное участие в общественной жизни г.Уфы и республики.
Отмечая большие заслуги Башкирской организации комсомола, ЦИК и СНК Башкирской АССР постановлением от 29 октября 1933 года присвоил институту наименование «имени XV — летия ВЛКСМ».
1934 год ознаменовался открытием новых кафедр – нормальной физиологии ( проф. Н.С.Спасский ), микробиологии ( проф. С.А.Белявцев ), патологической физиологии ( врач .В.А.Самцов ), оперативной хирургии ( врач В.М.Романкевич ), фармакологии ( доцент И.А.Лерман ). В том же году начинают развертываться первые клинические кафедры – пропедевтики внутренних болезней ( проф. Д.И.Татаринов ), общей хирургии ( доцент И.Д.Аникин ).
В 1934 – 1936 гг. были закончены строительство общежитий для студентов на 600 мест, надстроен третий этаж главного корпуса по ул.Фрунзе. Это позволило более полно обеспечить нуждающихся студентов местом в общежитии, улучшить размещение развернутых и обеспечить необходимой площадью вновь открывающиеся кафедры. В этот период начинается строительство нового типового учебного корпуса по улице Ленина ( биофизиологический корпус ), который будет завершен в 1941 году, а с 1985 года станет главным корпусом института. Наряду с этим продолжается работа по изысканию помещений для размещения вновь открывающихся кафедр. В 1935 году на базе бактериологического института была открыта кафедра общей гигиены ( доцент Н.Ф.Емельянов ). В основном в этот период начинают формироваться клинические кафедры – факультетской терапии ( проф. Г.В.Голубцов ), нервных болезней ( доцент И.Д.Аникин ), акушерства и гинекологии ( доц. А.М.Агаронов ), детских болезней ( проф. Н.И.Савченко ). Клинические кафедры размещаются на базе I совбольницы ( ныне республиканская клиническая больница ), больницы № 3 ( старая Уфа ), родильного дома № 1, детской больницы г.Уфы и физиотерапевтической лечебницы при I Совбольнице.
Вновь организованные кафедры оказывают заметное влияние на повышение качества лечебно – диагностической работы и квалификации медицинского персонала клиник, а также активно включаются в организационно – методическую, лечебно – консультативную работу по г.Уфе и республике.
Клиники института начинают проводить повышение квалификации медицинских работников, разработку и внедрение новых методов диагностики и лечения. На базе единого общества врачей, руководители клинических кафедр начинают формировать республиканские общества врачей по специальностям. Так, в 1934 – 1936 годах были организованы научно – медицинские общества терапевтов, педиатров, акушеров – гинекологов, хирургов. Через эти специализированные общества ученые института устанавливали тесный контакт с врачами республики, познавали трудности и сложности в их работе, активно включались в решение актуальных проблем практического здравоохранения.
С каждым годом расширялась сфера влияния института на развитие здравоохранения республики.
Многие городские и районные лечебно – профилактические учреждения стали базами производственной практики, куда регулярно выезжали работники клинических кафедр, оказывая на месте организационно – методическую, лечебно – консультативную помощь. При активном содействии Наркомздрава Башкирии институт добивался улучшения оснащения лечебно – диагностической аппаратурой, материальной базы этих учреждений, начал практиковать проведение семинаров и декадников для врачей этих больниц.
В последующие годы открываются новые кафедры – социальной гигиены ( доцент Н.А.Шерстенников ), госпитальной хирургии
( проф. Г.Н.Ковтунович ), инфекционных болезней ( доцент В.И.Спасский ), госпитальной терапии ( проф. Д.И.Татаринов ), психиатрии ( проф. И.Ф.Случевский ), судебной медицины ( врач В.Г.Кузнецов ).
В связи с открытием клинических кафедр в качестве учебных баз осваиваются новые лечебные учреждения республики и г.Уфы – городская инфекционная больница, 1 городская больница, научно – исследовательские трахоматозный и кожно – венерологический институты, психиатрическая больница, городской морг.
В 1937 году завершается формирование кафедр и комплектование их профессорско – преподавательским составом. С этого года в институте обучаются полный комплект студентов ( 1 – 5 курсы ). Несмотря на слабое базовое образование студенты стремились к освоению учебной программы, активное участие принимали в общественной жизни института, города и республики, достойно представляли институт по всем видам и на разных уровнях спортивных состязаний.
Во внеучебное время на кафедрах, в библиотеке студенты поднимали волнующие их вопросы и охотно помогали кафедрам в оснащении их учебно – наглядными пособиями, в решении хозяйственных вопросов.
Если в 1932 – 1933 учебном году средняя успеваемость по институту составляла 2,7 балла, то в 1934 – 1935 учебном году средний балл составил 3,2, а 1937 – 1938 учебном году превысил 3,6. Это явилось результатом напряженного труда профессорско – преподавательского коллектива, отбора молодежи в ВУЗ.
Руководство института, кафедр, студенческие общественные организации уделяли большое внимание повышению идейно – политического уровня, развитию самостоятельности студентов, организации отдыха.
В 1938 году институт выпускает свой первый сборник научных трудов, где были подведены итоги научных исследований теоретических и клинических кафедр.
За эти годы сотрудниками института были защищены 5 докторских и 11 кандидатских диссертаций, большинство из них были посвящены решению актуальных вопросов медицины нашего края.
В конце 1937 года состоялся первый выпуск врачей. Завершили учебу студенты вечернего отделения – 83 человека получили дипломы врача. Через насколько месяцев, в 1938 году, завершили учебу студенты дневного отделения – 47 молодых врачей пополнили практическое здравоохранение Башкирии. Первые 130 врачей были направлены в распоряжении Башнаркомздрава и разъехались по городам и районам республики. Они своим самоотверженным трудом внесли достойный вклад в социально – экономическое развитие нашего края, многие из них стали известными специалистами, учеными, организаторами здравоохранения.
1932 – 1938 годы являются периодом становления. За эти годы были завершены формирования всех структурных подразделений института и его общественных организаций. Созданы 32 кафедры, которые возглавили 9 профессоров и 23 доцента.
В 1937 – 1938 учебном году в институте обучались 1236 студентов. Работали 12 профессоров и18 доцентов. Для института, только начинающего работать, это было весьма значительным научно – педагогическим потенциалом.
С 1937 года на базе клинических кафедр институт начал готовить специалистов для практического здравоохранения по программе клинической ординатуры.
Первые врачи, окончив ординатуру, в 1939 году, возглавили отделения в больницах, диспансерах, родильных домах, в последующем они выросли в ведущих специалистов города и республики.

ИНСТИТУТ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ ( 1939 – 1941 гг. )
Эти годы для нашей страны были чрезвычайно ответственными.
К этому времени здравоохранение республики значительно преобразилось, хотя показатели здоровья населения продолжали оставаться очень напряженными.
При активном участии ученых Башкирского медицинского института началась разработка конкретных программ ликвидации малярии, трахомы и ряда других распространенных заболеваний.
В эти годы институт продолжал углублять и расширять свою учебную, воспитательную и научную работу.
За небольшой промежуток времени дважды сменился директор института. После освобождения по состоянию здоровья доцента А.В.Чубукова, в 1940 году директором института был назначен доцент Г.А.Пандиков.
В довоенный период значительно изменился профессорско – преподавательский состав института. Сменились руководители 18 кафедр из 32. При этом на отдельных кафедрах ( факультетская хирургия, микробиология, патанатомия ) руководители кафедр сменились 4 раза, на кафедрах нормальной анатомии, биологии, общей хирургии, госпитальной хирургии, общей химии, руководители кафедр сменились по 3 раза.
Шла подготовка научно – педагогических работников из числа местных, национальных кадров. К концу этого периода пять кафедр института возглавлялись местными учеными из числа башкир и татар: кафедры нормальной анатомии, пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии, инфекционных болезней, биологи, общей химии. Этот период был особенно продуктивным по подготовке научных кадров. Только за 1939 – 1940 годы были защищены 9 докторских и 7 кандидатских диссертаций. В их числе первые доктора медицинских наук из числа коренной национальности – профессор И.Г.Кадыров (1939 г.) и профессор Г.Н.Терегулов (1940 г.).
С каждым годом возрастал научный вклад ученых института. Продолжались издания сборников научных трудов. В 1939 – 1940 году вышли второй и третий том сборника научных работ, в которых освещались актуальные аспекты клинической и теоретической медицины, краевой патологии, результаты изучения и перспективы использования курортных ресурсов республики.
Учебный процесс в предвоенные годы имел свои сложности. Была отменена выплата стипендии и введена плата за учебу. Отрицательное влияние оказала большая текучесть заведующих кафедрами. По прежнему, крайне напряженно проходил отбор подготовленной молодежи в институт. Среди поступающих на первый курс студентов только 30 – 40 % имели среднее образование. Общеобразовательный уровень остальных составлял 7 – 8 классов. Этим определялся большой отсев студентов или оставление их по неуспеваемости на повторение курса. За три предвоенных года выбыли по разным причинам 665 студентов. Из них основная масса в связи с неуспеваемостью. Ежегодный отсев за эти годы со всех курсов составлял более 30 % к числу принятых на текущий учебный год.
В 1939 – 1940 годах на ряде кафедр были внесены существенные изменения в обучение студентов, улучшена организация и проведение производственной практики.
За эти годы заметно изменилась идейно – воспитательная работа среди студентов, они вовлекались в общественную жизнь, принимали активное участие в художественной самодеятельности, в спортивно – оборонных мероприятиях.
События тех лет диктовали необходимость активной работы по подготовке молодежи к труду и обороне. На каждом курсе и в группах создавались первичные ячейки добровольных оборонных и физкультурных организаций. Все студенты охватывались обучением по программе ПВХО и ГСО, физической подготовкой по программе ГТО, по стрелковому, мотоциклетному, парашютному и другим спортивным профилям. Трезво оценивая международную обстановку, исходя из политико – воспитательной работы, проводимой в институте, студенты понимали, что страна живет в предвоенное время.
Если нагрянет война, врач займет свое место на переднем крае. Исходя из этого студенты стремились больше и лучше знать, уметь, делать. Быть здоровыми, выносливыми, готовыми к самым тяжелым испытаниям. В предвоенные годы обучение на кафедрах института проводились, в первую очередь с этих позиций.
К началу 1941 года институт имел достаточно прочную материальную базу. Годовая смета института превышала 5 млн. руб. К этому времени закончили строительство биофизиологического корпуса, благоустраивался институтский городок, улучшалось оснащение учебных корпусов и кафедр специальным оборудованием и аппаратурой, необходимой для учебной и научной работы.
Институт к этому времени располагал достаточно сильным научно – педагогическим потенциалом, улучшался контингент студентов.
С 1928 – 1940 годы при частой сменяемости народными комиссарами здравоохранения были не медицинские работники. Это, безусловно, оказывало отрицательное влияние на развитие здравоохранения республики.

УНИВЕРСИТЕТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ( 1941 – 1945 гг.)
Заканчивался девятый учебный год молодого, но уже вполне сформировавшегося Башкирского медицинского института имени XV – летия ВЛКСМ.
К началу Вов институт располагал необходимой материальной базой. Был сдан в эксплуатацию новый биофизиологический типовой учебный корпус, где разместились теоретические кафедры, улучшилась материальная база клинических кафедр, были построены новые общежития, число мест в которых достигло 700. Кафедры института были укомплектованы профессорско – преподавательским составом, который имел соответствующий профессиональный уровень. Институт большую помощь оказывал практическому здравоохранению и наркомздраву республики по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи населению.
Студенты по окончанию экзаменационной сессии собирались на каникулы домой или на производственную практику, а выпускному курсу оставалось сдать последний государственный экзамен, — и вот грянула война!
В годы Великой Отечественной войны на плечи медицинских вузов легла ответственная задача не только по подготовке врачей для фронта и тыла, но и по организации эвакогоспиталей и обеспечению высококвалифицированной помощи раненым и населению.
Новый учебный год начался с августа с сокращением общего срока обучения до 4 – х лет и с увеличением недельной учебной нагрузки студентов до 48 часов.
Осенью 1941 года было зачислено на все курсы 986 студентов, за то же время выбыло 678 человек. Такая текучесть мешала организации учебного процесса, планированию всей работы института. В конце октября согласно постановлению правительства на базе медицинского института был размещен эвакуировавшийся в г.Уфу 1 – й Московский медицинский институт со студентами и профессорко – преподавательским составом. На крайне ограниченной базе в течение 2 – х учебных лет ( 1941 – 1942 и 1942 – 1943 гг. ) работали два института. Наряду с этим учебные занятия нередко срывались в связи с отрывом студентов для помощи промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, госпиталям и т.д.
Только за 1941 и 1942 годы на таких мероприятиях, не считая работу в самом институте, студенты и преподаватели отработали свыше сорока тысяч человека – дней.
В июне 1944 года на совете института состоялась первая защита кандидатской диссертации ассистентом кафедры общей хирургии В.Е.Гальцевым на тему «Анализ материала по раку желудка в г.Уфе». Коллектив института, несмотря на тяжелые условия труда, продуктивно работал в научном плане.
Большое внимание уделялось использованию курортных ресурсов республики для лечения раненых. В этом направлении большой вклад внесли кафедры нервных болезней ( проф. Н.И.Савченко ), пропедевтики внутренних болезней ( проф. Г.Н.Терегулов ).
Под руководством этих кафедр впервые были разработаны показания и методы лечения ран со стойкими осложнениями органов движения с использованием целебных свойств Красноусольских грязей и паров Янган – Тау. Эти методы вошли в арсенал лечебного комплекса и широко использовались при лечении раненых, ускоряли сроки восстановления здоровья и возврата их в строй.
Крупные научные исследования учеными института в этот период проводились в области хирургии.
Большая трагедия постигла республику в 1944 году. Как было установлено, в результате потребления в пищу перезимовавшего зерна в Башкирии вспыхнула эпидемия септической ангины. Случаи этого заболевания регистрировались и ранее, но массовый характер с высокой летальностью приобрели в 1944 году.
Выпускники института в 1943 – 1945 годах по плану распределения направлялись на работу в освобожденные от захватчиков территории – Смоленскую, Новгородскую, Ленинградскую и др. области, где приняли активное участие в восстановлении разрушенной сети учреждений здравоохранения, организации медицинской помощи населению этих территорий.
За годы войны институт вырос в крупный научный и учебный центр. Многие его выпускники были награждены орденами и медалями Союза ССР, появились среди них первые Заслуженные врачи республики.

Университет в послевоенные годы ( 1946 – 1957 гг.)
После окончания Великой Отечественной войны институту пришлось вновь заниматься укреплением материальной базы. Все здания нуждались в капитальном ремонте, в особенности биофизиологический корпус, который, как обнаружилось, оказался пораженным домовым грибком, требовалось срочно пополнить жесткий и мягкий инвентарь и специальное оборудование.
В этот период произошли изменения в руководстве института. В 1947 году был освобожден по его просьбе от должности директора доцент Г.А.Пандиков и назначен директором доцент А.А.Иванов.
В том же году секретарем партийной организации института был избран доцент А.А.Ушаков – заведующий кафедрой общественных наук. Оба они имели большой жизненный и партийный опыт.
После окончания войны вернулись в институт многие преподаватели, находившиеся с начала и до конца войны в рядах Советской Армии. Коллектив института хранит память о преподавателях, отдавших свою жизнь за родину.
Начиная с 1945 года, число желающих поступить в институт возросло. Ежегодные конкурсы поступающих помогли улучшить состав студентов института.
В 1945 – 1947 годах в институт поступило много демобилизованных офицеров и солдат – участников войны.
Появление студентов с боевым и жизненным опытом облегчало организацию общественной жизни института.
С каждым годом усиливалось влияние профессорско – преподавательского состава на студенчество. Студенты серьезнее относились к учебе, повышали свою успеваемость и приобретали больше навыков для самостоятельной работы после окончания института.
В 1957 году в институте обучалось 1810 студентов, из них 453 ( 25 %) башкира и 342 ( 19 % ) татарина. Такого удельного веса коренного населения в составе студентов института никогда раньше не было. Аналогичное явление прослеживается среди выпускников института. Если в 1947 году среди выпускников врачи коренной национальности составляли 14,8 %, то в 1957 году они составили 42 %.
Заметно увеличилось число ученых из коренной национальности. В 1940 году из 118 человек профессорско – преподавательского состава было 10 башкир и татар, а в 1957 году из 193 человек башкир было 36 и татар и 53, в их числе 3 профессора и 10 доцентов.
За последние годы институт еще теснее сблизился с практическим здравоохранением республики. Этому благоприятствовал относительный рост в учреждениях здравоохранения республики врачей, подготовленных Башкирским медицинским институтом. Из 4082 врачей, окончивших институт, 2260 врачей было направлено в распоряжение Министерства здравоохранения БАССР и более 300врачей в другие ведомства Башкирии. В 1957 году среди работающих врачей в республике более 50 % составляли выпускники Башкирского медицинского института.
К концу этого периода достигнуто значительное улучшение показателей здоровья населения Башкирии. Была ликвидирована малярия, достигнуто резкое снижение инфекционных заболеваний и трахомы. Общая смертность составила 7,6 на 1000 жителей, детская смертность – 50 на 1000 родившихся живыми, средняя продолжительность предстоящей жизни возросла до 68 лет.
Институт стал крупным учебным и научным центром республики, сыгравшим за 25 лет большую роль в подготовке врачебных и научных кадров, в подъеме здравоохранения и улучшении здоровья населения республики.

СТУПЕНИ РОСТА ( 1958 – 1982 )
Важным для института был период с 1957 по 1982 годы. Министерство здравоохранения и медицинский институт совместно развертывали мероприятия по усилению охраны и улучшению здоровья населения республики. Конкретными задачами практического здравоохранения и ученых – медиков становились снижение заболеваемости и ликвидации отдельных распространенных заболеваний.
Башкирскому медицинскому институту пришлось особенно основательно готовиться к 1961 – 1962 учебному году. Еще за год стало известно, что будет открыт педиатрический факультет с первоначальным приемом 50 человек и вечернее отделение лечебного факультета с приемом 50 человек средних медицинских работников со стажем свыше двух лет.
За 1961 – 1965 годы резко возрос прием студентов и число обучающихся в институте.
Большая и целеустремленная работа проводилась по улучшению качественного состава преподавательского коллектив. В 1961 году из работавших 17 докторов наук 14 были в возрасте 60 лет и старше, к этой же возрастной группе относились 10 доцентов и 9 ассистентов – кандидат медицинских наук.
Ректорат и научная часть создавали благоприятные условия для выполнения научных тем, диссертаций, представлялись творческие отпуска, научные командировки. Наряду с этим возросла требовательность и усилился контроль за выполнением плановых тем.
К концу 1965 года в институте было 22 доктора и 102 кандидата наук.
Важным разделом в научной деятельности ученых института является изучение проблем, связанных с охраной материнства и детства.
За 1957 – 1972 гг. защищены 3 докторские и 25 кандидатских диссертаций, посвященных вопросам изучения и улучшения здоровья женщин и детей.
К 1970 году институт превратился в крупный многопрофильный ВУЗ, его коллектив внес большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных врачей для здравоохранения страны, прежде всего для Башкирской АССР, резко возрос его научный потенциал. Эта работа получила свою положительную оценку.
В конце 1972 года институт вступил в свое пятое десятилетие. Накопленный опыт, материально – техническая база, научно – педагогические кадры позволяют коллективу института решать сложные задачи по дальнейшему развитию науки, подготовке научных и врачебных кадров, развитию здравоохранения и улучшению здоровья населения республики.
За 59 лет институт вырос в крупный научный центр, за эти годы сотрудниками института защищены 85 докторских и 406 кандидатских диссертаций. Только за годы X пятилетки учеными института разработаны и внедрены в практику 197 новых методов диагностики и лечения, из них 64 на уровне РСФСР и СССР.
При активном участии ученых института достигнуто резкое улучшение показателей здоровья населения Башкирии, ликвидирован ряд в прошлом распространенных заболеваний: малярия, трахома, полиомиелит, дифтерия, достигнуто резкое снижение детских инфекций, туберкулеза и др.

Литература :
1. Камалов М.Х., Сафин М.С. «Медицинские кадры Башкирии за 60 лет.» Журнал «Советское здравоохранение», 1979 г.
2. Сафин М.С. «Башкирский государственный медицинский институт им. XV – летия ВЛКСМ.», Уфа, 1978 г.
3. «История становления и развития БГМУ в воспоминаниях ветеранов и сотрудников», Уфа, 1999 г.
4. «История становления и развития БГМУ в воспоминаниях ветеранов и сотрудников», Уфа, 2000 г.
5. Сафин М.С. «Башкирскому государственному медицинскому институту 60 лет», Уфа, 1992 г.

Нет сходных материалов(