Медицинский контроль при занятиях физическими упражнениями

Дисциплина: Физкультура | Комментировать



Оглавление:

1. Введение
2. Само- и взаимоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
3. Оценка общего состояния здоровья
4. Диагностика состояния здоровья
5. Список использованной литературы

Введение

Физическое упражнение – мощный биологический регуля-тор организма. Оно может расслабить, восстановить, но мо-жет и стимулировать, поэтому дозировка физических уп-ражнений должна быть строго индивидуальной в зависимо-сти отцели занятий, а также физического и функциональ-ного состояния организма. Объем физических упражнений на каждом занятии должен быть оптимальным, ибо недоста-точный приносит мало пользы, а избыточный- значительно больше вреда.
Нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья,но может нанести значительный вред организму занимающегося.
Н.А.Семашко говорил,что “без врачебного контроля нет фи-зической культуры”. Врачебный контроль является необхо-димой частью общей системы физического воспитания студентов. В его основе лежит контроль за местом занятий физической культурой, объемом и интенсивностью физиче-ских нагрузок в соответствии с физическим и функциональ-ным состоянием студентов. Только правильно организован-ный учебно- тренировочный процесс обеспечит расшире-ние физиологических резервов организма и сделает его бо-лее устойчивым и выносливым как к эмоционально-инфор-мационным перегрузкам, так и к внешним неблагоприят-ным условиям среды.

Само- и взаимоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Процесс адаптации организма к психоэмоциональным нагрузкам приводит к активизации различных систем жизне-
обеспечения. По данным многих авторов студенты с низкой физической работоспособностью не справляются с психо-эмоциональными перегрузками и либо уходят из вуза, либо,
напрягая все свои возможности, пытаются учиться,приводя к срыву адаптационные системы в организме. Вместе с тем, учеными доказано, что повышение физической работоспо-собности взаимосвязано с повышением переработки инфор-мации,синхронизацией систем мозга,Улучшением качества принятия решения, повышением стрессоустойчивости к эмо-циогенным факторам экзаменационного периода. Это проис-ходит за счет увеличения газообменной эффективности вентиляции и кровообращения в момент мышечной деятель-ности, что создает нужное вегетативное обеспечение как фи-зической, так и умственной деятельности. В конечном счете оптимальная работа органов, ясность мышления, точность движений, продолжительность жизни и активное долголетие – результат оптимального притока в ЦНС афферентных им-пульсов отработающей скелетной мускулатуры.
Ученые подсчитали, что для студентов недельная физическая нагрузка должна быть в объеме 6-10 часов в зависимости от физического состояния. 4 часа в неделю студенты должны получать организованную физическую нагрузку на учебно-тренировочных занятиях, где под контролем преподавателя и врача они обучаются правильному использованию средств физической культуры. Остальные часы студенты занимаются самостоятельно с учетом тех знаний, которые они получили на академических занятиях, контролирую оптимальность фи-зических нагрузок.
Контроль за физическим состоянием и функциональными возможностями должен быть постоянным.
Врачебный контроль включает в себя текущий и оператив-ный контроль. Первичный медицинский осмотр при поступ-лении в вуз, повторные осмотры на каждом курсе являются текущим контролем. Осмотры после перенесенных заболева-ний, врачебно-педагогический контроль, контроль перед и на соревнованиях- оперативный контроль. Кроме того, необхо-дим постоянный самоконтроль и взаимоконтроль, особенно при выборе трудно дозируемых средств физической культу-ры, каковыми являются спортивные и подвижные игры.
При поступлении в вуз студенты проходят медицинский ос-мотр, на котором оределяются их физические и функцио-нальные возможности, на основании которых делается зак-лючение о медицинской группе для занятий физическим вос-питанием. В зависимости от группы подбираются формы и структура занятий, поэтому первый медицинский осмотр включает в себя следующие разделы:
1.оценку общего состояния здоровья на основании анализа данных всех специалистов, участвующих в обследовании;
2.оценку физического развития на основании данных сомато-скопии, антропометрии, методов стандартов, корреляции и индексов;
3.оценку ответных реакций организма на функциональные пробы.
Распределение студентов для практических занятий физи-
ческим воспитанием

1.Основная- лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоя-нии здоровья, при достаточном физическом развитии и физи-ческой подготовленности. Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме; сдача контроль-ных норм, занятия в одной из спортивных секций; участие в соревнованиях.

2.Подготовительная- лица без отклонений в состоянии, а также имеющие незначительные отклонения в состоянии здо-ровья, с недостаточным физическим развитием и недостато-чной физической подготовленностью. Занятия по учебным
программам физического воспитания при условии более пос-тепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму по-вышенных требований

3.Специальная- лица, имеющие отклонения в состоянии здо-ровья постоянного или временного характера, требующего ограничения физических нагрузок, допущенные к выполне-нию учебной и производственной работы. Занятия по специ-альным учебным программам.

Оценка общего состояния здоровья.

Оценка общего состояния может быть субъективной и объек-тивной, качественной и количественной.
Субъективно свое состояние может оценить каждый студент.
Объективную оценку дают специалисты, участвующие в об-следовании (терапевт, хирург, окулист, отоларинголог, пси-хоневролог, гинеколог), на основании анализа и функцио-нального состояния различных систем организма в состоянии покоя.
К качественной оценке здоровья можно отнести уровень ду-шевного комфорта.
Качественную оценку дают также специалисты на основании анамнеза и осмотра.
Количественная оценка слагается из многих объективных по-казателей, выраженных в цифрах: частота сердечных сокра-щений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота и глу-бина дыхания, острота зрения и т.д.
Например, ЧСС в покое в положении сидя на оценку отлично
у студентов должна быть на уровне 55 уд/мин, а у студенток 60 уд/мин, на оценку хорошо- в диапазоне 55-65 и 60-70 уд/мин соответственно, удовлетворительно-65-75 и 70-80 уд/ мин, плохо- свыше 75 уд/мин у студентов и свыше 80 уд/мин у студенток. Частота дыхания колеблется в довольно широком диапазоне (10-16 дыханий в 1 минуту)
Хорошим показателем, объективно характеризующим и легочную, и сердечно-сосудистую систему, являются пробы на задержку дыхания на вдохе и выдохе. В норме время фи-зиологической задержки на вдохе равно 30-40 с, а на выдохе 15-20 с.У тренированных людей эти цифры могут быть больше.
Объективным показателем состояния нервной системы, а так-же утомления является координационная проба Ромберга.
Простая – встать прямо, ноги плотно вместе, глаза закрыты, руки вперед под прямым углом к телу, пальцы прямые, не соприкасаются друг с другом. Проба считается отрицатель-ной при отсутствии тремора век и пальцев рук и твердой ус-тойчивости более 15 с.

Диагностика состояния здоровья

Здоровье – такое состояние организма человека, когда функ-ции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные проявления.
В настоящее время сформировалось представление о степени
или уровне здоровья, которая может быть измерена. Когда мы говорим о диагностике состояния здоровья в области вра-чебного контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом , то под этим следует понимать не толь-ко наличие или отсутствие у обследуемого разной степени паталогических изменений (как это, к сожалению, еще очень часто понимается даже медицинскими работниками), но и широту адптационных возможностей организма, в значитель-ной мере физической тренировкой, закаливающими и трудовыми навыками, социальной и экологической средой
обитания и т.д. Не случайно ВОЗ определяет здоровье как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствия болезни или физичес-кого недостатка. Применительно к физическому здоровью – это потенциальные возможности организма, обусловленные генотипом и фенотипом, способность к мобилизации функ-циональных резервов и напряжению регуляторных механизмов в ответ на нагрузку.
Отношение к здоровью как к целостному состоянию орга-низма делает реальной проблему его прогнозирования. Про-гнозирование состояния здоровья означает достаточно раннее выявление ухудшений общего состояния или работоспособ-ности с таким временем упреждения, которое было бы доста-точным для проведения соответсвующих профилактических

или защитных мероприятий. Известно, что достаточные ре-зервы физического здоровья способгы противодействовать развитию паталогического процесса или компенсировать его.
Снижение же этих резервов способствует тому, что в орга-низме начинают формироваться хронические соматические заболевания, которые и являются основной прчиной инва-лидизации и смертности в настоящее время.
Большинство современных исследователей сходятся во мне-нии о том, что методология диагностики состояния здоровья должна опираться на теоретические общебиологические поз-нания, в частности, в области физической культуры, исполь-зуемые в профессиональной деятельности врача, и базиро-ваться на определении величин аэробного энергопотенциала, так как установлено, что лица с высоким потенциалом аэроб-ного энергообразования обладают хорошей устойчивостью к широкому спектру воздействия от гипоксии и кровопотери до сдвигов в кислотно-щелочном состоянии внутренней сре-ды, у них высокие коронарный, респираторный, эндокрин-ный и т.д. резервы.
Практическое применение указанных подзодов в целях соз-дания «школы» соматического здоровья и ее использования в условиях массовых профилактических осмотров населения может быть осуществлено двумя путями.
Первый путь лежит через получение достоверной информации об уровне рвзвития физического качества общей
Выносливости, связь которого с максимальными резервами аэробного энергообразования хорошо известна. (тестирование по Куперу)
Второй путь лежит через создание формализованной экс-пресс оценки уровня здоровья индивида по простейшим клинико-физиологическим показателям.
Студенты проходят медицинское обследование не реже од-ного раза в течении учебного года. В зависимости от состоя-ния здоровья, физического развития, функциональных возможностей они распределяются на основную, подготови-тельную и специальную медицинские группы для занятий по физическому воспитанию. Это делается с целью эффектив-ного нормирования физических нагрузок.
Оценка физического развития студентов является одним из важных показателей здоровья. Систематическое наблюдение за физическим развитием одних и тех же студентов необхо-димо для индивидуальной оценки развития и своевременной коррекции методов занятий физическим воспитанием.
В Германии давно применяется степ-тест с измерением кровяного давления и наблюдением за фазой восстановления.
Современная жизнь студента насыщенна экстремальными условиями, и чтобы переносить их, оставаясь при этом
Умственно и физически работоспособными, необходимо по-вышать свой биологический, психофизиологический и фи-зический потенциал. Только тогда можно ожидать наиболее полной профессиональной самореализации и продления творческого и физического долголетия.
Физическая культура и массовый спорт оказывают значи-тельное влияние как на развитие человека в частности, так и на общество вцелом, являясь неотъемлемой частью общей культуры.
Физическое воспитание является очень сложным и много-функциональным психофизиологическим процессом, осо-бенно в условиях, когда люди уделяют недостаточное вни-мание физической культуре.
В основе здорового образа жизни студентов должна лежать культурная привычка к ежедневной двигательной активности в различных ее формах и повышение личной ответственнос-ти за уровень своего здоровья.

Список использованной литературы

1.”Физическая культура и здоровье” В.В.Пономарева,
Москва,2001 г.

2.Анохин П.К. Избранные труды.Философские аспекты теории функциональной системы.Москва,Наука,1978 г.

3.Бальсевич В.К. Физическая активность человека

4.Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма.-Москва:

Физкультура и спорт, 1983 г.

5.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. –2-е изд. –Москва:Моло-дая гвардия, 1979 г.

Нет сходных материалов(