Перкуссия — общее

Дисциплина: Пропедевтика внутренних болезней | Комментировать



Перкуссия легких — это нанесение на грудную клетку перкуторных ударов, приводящих подлежа­щие органы в колебательные движения, физические характеристики которых (продолжительность звуко­вых колебаний, их частота, амплитуда и тембровая окраска) зависят от плотности органа, эластичности его структур и содержания в нем воздуха.

Различают следующие способы перкуссии:

а) непосредственную перкуссию (по Ауэнбруггеру, по Ф.Г.Яновскому и по В.П.Образцову);

б)  посредственную перкуссию с помощью плес­симетра и молоточка, перкуссию пальцем по пальцу (П.Пиорри, 1827; Г.И. Сокольский, 1835) и порого­вую перкуссию по Плешу.

Непосредственная перкуссия по JI. Ауэнбруггеру выполняется нанесением легких перкуторных уда­ров согнутой ладонью непосредственно по перкути­руемой поверхности и может быть ис­пользована в качестве сравнительной перкуссии легких при выявлении грубых, больших по объему поражений легочной ткани, выраженных изменений в плевральной полости.

Непосредственная перкуссия по Ф.Г.Яновскому выполняется нанесением перкуторных ударов согнутым указательным или средним паль­цем непосредственно по перкутируемой поверхно­сти. Глубина проникновения колебаний при этом виде перкуссии очень небольшая. В настоящее вре­мя этот способ используется для топографической перкуссии, особенно часто в сочетании с аускульта- цией (метод аускультоперкуссии).

Непосредственная перкуссия по В.П.Образцову отличается от указанной выше перкус­сии тем, что указательный палец перкутирующей ру­ки перед нанесением удара задерживается на сред­нем пальце той же руки и затем, срываясь с него, ударяет непосредственно по перкутируемой поверх­ности.

Следует отметить, что методы непосредственной перкуссии в настоящее время имеют в основном лишь историческое значение и применяются редко.

Из методов посредственной перкуссии наиболее распространенным является перкуссия пальцем по пальцу, внедренная в практику П.Пиорри (1827) и Г.И.Сокольским (1835).

Перкуторный удар наносится согнутым средним пальцем правой руки (палец-молоточек).

Ладонь левой руки располагают на перкутируе­мой поверхности, пальцы слегка расставлены и плотно прижаты к коже больного, средний палец выполняет роль плессиметра (место нанесения перкуторного удара по пальцу-плессиметру — по середине средней фа­ланги).

Правую кисть, согнутую для нанесения перкутор­ного удара, располагают над левой кистью парал­лельно ей на расстоянии 1-2 см между пальцем-плес­симетром и пальцем-молоточком . Затем, раз­гибая кисть правой руки в лучезапястном суставе, де­лают небольшой замах и, сгибая кисть в лучезапяст­ном суставе, наносят отрывистый удар торцом паль­ца-молоточка по пальцу-плессиметру.

Следует обратить внимание на то, что удар должен быть четким, отрывистым, перпендикулярно пальцу- плессиметру, палец-молоточек не должен фиксиро­ваться у пальца-плессиметра. При перкуссии в одной точке наносят два одинаковых перкуторных удара че­рез короткий интервал времени, после чего палец- плессиметр переставляют на новое место.

Одно из главных преимуществ пальцепальцевого метода перкуссии состоит в возможности дозировать силу перкуторного удара в широком диапазоне, поэ­тому этот метод применяется как для сравнитель­ной, так и для топографической перкуссии. Правила проведения сравнительной и топографической пер­куссии изложены ниже.

Метод перкуссии по Плешу используется для проведения топографической перкуссии. Тихий перкуторный удар наносится по сгибу средней фа­ланги среднего пальца левой руки. При этом площадь и глубина распространения колеба­ний небольшая, что позволяет довольно точно опре­делять границы некоторых органов (абсолютная ту­пость сердца и т.п.).

Тупой перкуторный звук (а) — малой амплитуды (громкости), продолжительности и сравнительно высокочастотный. Тимпанический звук (б) — гром­кий, продолжительный и относительно низкочастот­ный. Ясный легочный звук (в) — громкий, продол­жительный и также относительно низкочастотный.

Для ясного легочного звука, определяемого у здо­рового человека, характерна богатая тембровая ок­раска, которая обусловлена колебаниями эластич­ных структур легочной ткани. При эмфиземе легких, когда эластичность ткани легкого снижается, темб­ровая окраска легочного звука уменьшается, звук становится коробочным, приближаясь по своим фи­зическим характеристикам к тимпаническому (г).

Распространение зву­ковых колебаний при тихой перкуссии (1) — около 3-4 см, при перкуссии средней силы (2) — 5-6 см, при проведении громкой перкуссии (3) — 7-8 см. При тишайшей (пороговой) перкуссии звуковые волны проникают вглубь тканей на 2-3 см.

Запомните:

1) Эталоном абсолютно тупого звука является перку­торный звук, определяющийся при перкуссии мышц бедра (бедренный звук).

2) Эталоном тимпанического звука является звук, выявляющийся при перкуссии брюшной полости и про­странства Траубе.

3) Эталоном ясного легочного звука является звук, определяющийся при перкуссии подмышечных и под­лопаточных областей у здорового человека.

4) Эталоном коробочного звука является звук, появ­ляющийся при перкуссии подушки.

Общие правила перкуссии легких

  1. Положение врача и больного должно быть удоб­ным для исследования.
  2. Палец-плессиметр плотно прижимается к коже.
  3. Палец-молоточек перпендикулярен пальцу- плессиметру.
  4. Правая рука параллельна левой (лучезапястные суставы располагаются друг над другом).
  5. Наносятся 2 отрывистых перкуторных удара че­рез короткие временные интервалы.
  6. Движения руки осуществляются только в луче- запястном суставе.
  7. Руки врача должны быть теплыми. Различают сравнительную и топографическую перкуссию легких.

Нет сходных материалов(